Поиск по этому блогу

воскресенье, 13 августа 2023 г.

Медитация пятая. Семичленный махаянский метод причинно-следственной взаимосвязью

 Медитация пятая
Семичленный махаянский метод причинно-след-
ственной взаимосвязи (часть I)
I. Почему все живые существа – мои матери?
Это доказывается:
1. Авторитетными свидетельствами
Так, Нагарджуна сказал:
Если бы мы поделили эту Землю на кусочки размером с
ягоды можжевельника, их количество было бы меньше
числа раз, когда каждое живое существо было нашей ма-
терью.
2. Логические доводы
А. Поскольку ум безначален, перерождениям в сансаре нет
числа, как и моим предыдущим жизням. Но, из-за разноо-
бразия индивидуальных карм, моя нынешняя мать не всегда
была ею во всех предыдущих рождениях. Например, когда
моя мать была слоном, я был муравьём, рождённым от мура-
вьихи... Когда я был яком, она была блохой и так далее.
Б. Однако мать в моей нынешней человеческой жизни была
моей человеческой матерью бесчисленное количество раз.
Она также была моей матерью, когда я воплощался в виде ин-
деек, куриц, коров и т.д., бесчисленное количество раз.
В. Из всех миров сансары нет ни одного, в котором бы я не
рождался. Я рождался во всевозможных обителях, наполняю-
щих пространство.
Я бессчётное количество раз воплощался во всех мыслимых и
немыслимых формах бытия, даже в самых безобразных и не-
счастных, которые мне прежде доводилось видеть, или доселе
невиданных мной.
Г. Наконец, не существует времени, когда живые существа
впервые стали матерью. Подобная точка отсчёта не является
даже объектом всеведущего ума Просветлённых, и тем более
она непостижима для ограниченных умов обычных существ.
То, что относится к моей нынешней матери (вышеупомянутая
логика), верно и для всех остальных живых существ.
II. Памятование о доброте всех матерей-живых существ
Даже обыватели благодарны своим матерям за их доброту –
с момента зачатия и до самой смерти.
Я обязан доброте своей матери за все возможности, которые
выпадают мне в жизни, за способность пользоваться своим
физическим телом и вести удобный для меня образ жизни.
Если бы она не заботилась обо мне, когда я ещё находил-
ся в её утробе, я не родился бы живым. Если бы после моего
рождения на свет она меня как следует не кормила, я не смог
бы насладиться различными функциями своего тела, такими
как:
- использование моих глаз, чтобы видеть прекраснейшие
объекты
- моих ушей, чтобы слышать прекраснейшие звуки,
- моего носа, чтобы нюхать сладчайшие ароматы,
- моего языка, чтобы наслаждаться изысканнейшими
яствами,
- моего тела, чтобы наслаждаться плотской любовью и
иметь много детей.
Кроме того, если я накапливаю богатство, трудясь телом,
речью и умом, и своими руками применяя искусные, сози-
дательные приёмы, всем этим я обязан доброте матери. Моя
мать всегда заботилась обо мне, досыта меня кормила, обере-
гала от всех опасностей, направляла меня в жизни, и застав-
ляла учиться, чтобы впоследствии я жил в комфорте и поль-
зовался добрым именем.
С момента моего зачатия она беспокоилась и волновалась
обо мне. Когда я был в её утробе, она переживала денно и
нощно, не могла свободно передвигаться, как раньше, и всег-
да заботилась обо мне больше, чем о себе, благодаря великой
любви и состраданию к своему младенцу. Она отказывала
себе в любимой еде, и ела только то, что не повредило бы мое-
му здоовью, избегая слишком горячей и холодной пищи и т.д.
В момент моего рождения она терпела ужасающие страда-
ния, чувствуя, что её тело вот-вот разорвётся на части, и боя-
лась за свою жизнь. Если бы моя мать добровольно не пошла
на муки деторождения, я не родился бы на свет.
Когда я был младенцем, она, превозмогая отвращение, всег-
да смывала с меня экскременты, мочу, сопли и пр. Она всегда
пыталась держать меня в тепле и безопасности, и давала мне
самую лучшую одежду и еду. Лучшая порция её пищи и дру-
гих удовольствий всегда предназначалась для меня.
Моя мать лгала, чтобы у меня была хорошая репутация, и
ради того, чтобы скрыть мои пороки и дурное поведение. Что-
бы защитить меня от опасности, она сражалась или делала всё
возможное, чтобы мне помочь, заботясь обо мне больше, чем
о себе самой.
В общем, мои родители изо всех сил заботились о сохране-
нии моей жизни, претерпевая множество страданий, создавая
много неблагой кармы, заставляя других существ страдать

ради моего счастья.
Более того, поскольку моя мать в нынешней жизни была
моей матерью в бесчисленных предыдущих человеческих
рождениях, она была безмерно добра ко мне с безначальных
времён.
Нагарджуна сказал:
Молока, которое мы выпили у одной матери, больше, чем
воды во всех океанах.
Если собрать всё молоко, что я выпил у своей матери, оно за-
полнило бы всё бескрайнее пространство, и я продолжал бы
его пить в будущих жизнях. Подобным образом, пища, что
я от неё получил, безгранична, как небо, и её последствия –
мои моча и экскременты – заполнили бы собой бесконечное,
огромное пространство. Так же велики были бы одежда, ко-
торую она мне дала, огромный океан слёз, что она пролила
из-за меня, и бесчисленное количество тел, пожертвованных
ею, чтобы защитить мою жизнь.
Помимо доброты, что она проявила ко мне в человеческом
теле, она также проявляла её в облике других разнообразных
существ.
И абсолютно те же блага я получал от каждого другого жи-
вого существа. Следовательно, так же, как моя мать в нынеш-
ней жизни была добра ко мне, так были добры ко мне и все
остальные живые существа.
III. Благодарность всем матерям-живым существам за их
доброту
Обретение бодхичитты зависит от великого сострадания. А
оно зависит от великой, самоотверженной любви, видящей
только красоту. Этого легко достичь, воспринимая живых су-

ществ как матерей и памятуя об их доброте. Подобное проис-
ходит потому, что, из двух родителей, живые существа обыч-
но любят свою мать больше, чем отца.
Даже обыватели считают своим долгом воздавать своей
матери или другим людям за оказанную им малую помощь.
Например, эта помощь может выражаться в удовлетворении
моих желаний, приглашении на вечеринки, угощении меня
едой или чаем или произнесении нескольких любезных, пу-
стых слов, которые мне приятны. Кроме того, даже такие глу-
боко невежественные животные, как собаки, помогают своим
хозяевам в ответ на полученную от них доброту, так почему
же я не могу сделать то же самое?
И всё же, воздаяния матерям-живым существам за их до-
броту в их повседневных, мирских нуждах недостаточно, и это
– не лучший способ, поскольку не может избавить их от стра-
дания или его причины.
Лучший способ им помочь – это подвести их к истинному
постижению Дхармы, поскольку тогда они избавятся от всех
умственных препятствий и достигнут просветления.
Молитва после третьей техники (во время медита-
ции пятой)
Из глубинного тантрического текста «Гуру пуджа»:
Читая эту молитву, представляйте:
Гуру Шакьямуни, в окружении Ваджрадхары, бесчислен-
ных будд, бодхисаттв и архатов, даков и дакинь, множества
тантрических божеств, защитников Дхармы и святых гуру ко-
ренной и косвенной традиций, посылает мне и всем живым
существам, которых я представляю вокруг себя, бесчисленные
лучи света.

Этот свет растворяется во мне и во всех живых существах,
очищая все загрязнения и омрачения и принося нам всю пол-
ноту знания – особенно знание о том, что все живые существа
– мои матери, были постоянно добры ко мне, и все они испы-
тывают величайшие страдания.
НЬЯМ ТАГ ДРО ВА ДИ КЮН ДАГ ГИ МА
Я осознал, что все страдающие существа
ЯНГ ЯНГ ДРИН ГЬИ КЬЯНГ ПЕ ПУЛЬ САМ НЕ
Материнской заботой не раз меня откружали.
ДУГ ПЕ БУ ЛА ЦЕ ВЕ МА ЩИН ДУ
Благословите меня породить к ним неподдельное состра-
дание
ЧЁ МИН НЬИНГ ДЖЕ КЬЕ ВАР ДЖИН ГЬИ ЛОБ
И любить их, как мать лелеет своё драгоценное дитя.
После этой молитвы завершите визуализацию Гуру Шакья-
муни, разъясненную выше на стр. 40 и посвятите заслуги мо-
литвой на последней странице.
Затем я должен исследовать свой ум, проверяя, остались
ли в нём мысли о привязанности к себе и себялюбии – моих
злейших врагах.
Если остались, я должен от всего сердца применить следую-
щее противоядие:
IV. Уравнивание себя с другими
Шантидева сказал:
Уравнивание себя с другими – святая, необычайная прак-
тика.
Почему это так?

Ум, исполненный великого мужества, принимает на себя
страдания других, заботясь о других больше, чем о себе, и от-
даёт им своё счастье и благие заслуги.
Важность этого учения не понять тем, чей интеллект слиш-
ком слаб, и этим людям трудно сорадоваться подобным дея-
ниям. Поэтому данная практика считается святой и необы-
чайной.
Гуру Цонкапа сказал:
Даже вдохи и выдохи могут стать великим средством
помощи другим существам – помогая им достичь выс-
шего, великолепнейшего уровня, обретаемого благодаря
практике деяний бодхисаттвы, обладающего бодхичит-
той: заботе о других больше, чем о себе.
Я должен уравнять себя с другими, потому что мы, в действи-
тельности, равны: все живые существа, включая меня, жела-
ют счастья и не хотят страдать.
Шантидева сказал:
Мы должны главным образом осваивать
Практику уравнивания себя с другими.
Поскольку все существа равны в счастье и страдании, их нуж-
но оберегать так же, как самого себя.
У тела много частей, но все они защищают друг друга от
страдания. Подобным же образом, хотя страдания других су-
ществ отдельны от меня, все мы равны в своём желании сча-
стья. Пытаясь исцелить других от страдания, мы должны быть
свободны от ожиданий, так же, как, исцеляя самих себя, нам
не следует ни на что рассчитывать.

Следовательно, поскольку нет причины заботиться о себе
больше, чем о других, я должен заботиться о других больше,
чем о себе.
Глубоко размышляя о бесчисленных пороках заботы о себе
и бесчисленных преимуществах заботы о других, я могу поро-
дить в себе великое мужество: помысел об исцелении от стра-
дания всех остальных живых существ, чувствуя, что даже их
малейшие мучения для меня невыносимы, и спокойно пере-
нося даже мысль о том, что мне придётся взять на себя все их
страдания.
Молитва после медитации пятой
Из глубинного тантрического текста «Гуру пуджа»:
Читая эту молитву, представляйте:
Гуру Шакьямуни, в окружении Ваджрадхары, бесчислен-
ных будд, бодхисаттв и архатов, даков и дакинь, множества
тантрических божеств, защитников Дхармы и святых гуру ко-
ренной и косвенной традиций, посылает мне и всем живым
существам, которых я представляю вокруг себя, бесчисленные
лучи света.
Этот свет растворяется во мне и во всех живых существах,
очищая все загрязнения и омрачения и принося нам всю пол-
ноту знания – особенно знание о моей тождественности с дру-
гими, которое устраняет всю гордыню.
ДОР НА ДЖИ ПА РАНГ ДЁН КХО НА ДАНГ
Словом, существа, подобные детям, трудятся лишь ради себя,
ТУБ ВАНГ ШЕН ДЁН БА ЩИГ ДЗЕ ПА ЙИ
А будды – только на благо других.
КЬЁН ДАНГ ЙОН ТЕН ЙЕ ВА ТОГ ПЕ ЛО
Благословите меня, различая ошибки и добродетели,
ДАГ ЩЕН НЬЯМ ДЖЕ НЮ ПАР ДЖИН ГЬИ ЛОБ
Обменять себя на других.

После этой молитвы завершите визуализацию Гуру Шакья-
муни, разъясненную выше на стр. 40 и посвятите заслуги мо-
литвой на последней странице.