Поиск по этому блогу

воскресенье, 13 августа 2023 г.

Медитация первая. Совершенное человеческое рождение. Непостоянство и смерть

Медитация первая.
Часть I: Совершенное человеческое рождение
С безначальных времён и до сих пор, во всех своих бесчисленных предыдущих жизнях, я умирал и рождался в круговороте сансары, в шести мирах страдания. Теперь же я обрёл совершенное человеческое рождение с восемнадцатью характеристиками – восемью свободами и десятью дарованиями.
Что такое совершенное человеческое рождение?
Восемь свобод («делва ге»)
Это условия существования при отсутствии восьми несвободных состояний, в которых у существ нет возможности для практики Дхармы.
Свобода от рождения
1. в адах («ньялва», санскр. «нарак»).
2. в мире голодных духов («йидак», санскр. «прета»)
3. в мире животных («дюдро»)
4. в мире богов-долгожителей («лха це рингпо»)

И, несмотря на рождение человеком, свобода от
5. рождения варваром («лало») в стране, где нет религии
6. рождения глухим («вён ба»)
7. ложных взглядов («логпа чен») и
8. от рождения во времена, когда нет последователей Будды,
и Будда не приходил в мир («юл тха кхоб»).
Если я попаду в три низших мира – адов, голодных духов и животных – у меня не будет свободы для практики Дхармы из-за немыслимых страданий и глубокого неведения, которые мне придётся непрерывно испытывать.
В мире богов-долгожителей у меня не будет свободы для практики Дхармы, так как меня будут всё время отвлекать объекты органов чувств и высшие сансарические наслаждения. Либо я могу родиться богом «без познания», который пребывает в бессознательном состоянии с рождения и до
смерти.
Если я стану варваром, у меня не будет возможности встретиться с Дхармой. Если я буду глухим, то не смогу общаться с другими, не услышу учений и не смогу получить монашеское посвящение. Если я буду еретиком, у меня не будет веры в Дхарму – в существование прошлых и будущих жизней, кармы, абсолютной и относительной истин, в Три Драгоценности. Все эти ложные воззрения не дают свободы для практики Дхармы.
Если я получу рождение во времена, когда нет Будды или его учений, у меня не будет свободы для практики Дхармы, потому что я не смогу найти Учение.

Десять дарований ( «джорпа чу»)
Это полученные мной возможности, позволяющие в совер-
шенстве практиковать Дхарму.
1. Рождение человеком
2. Рождение в центре религиозной страны
3. Рождение с полноценными органами
4. Несовершение пяти тяжелейших преступлений и непобуж-
дение других к их совершению: убийства матери, убийства
отца, убийства архата, нанесения ранения Татхагате или вне-
сения раскола в Сангху.
5. Вера в практику Дхармы, три раздела Учения: Винаю, Сутру
и Абхидхарму.
6. Рождение в светлую эпоху.
7. Получение учений Будды или его последователей.
8. Существование учений, постигнутых на опыте – живых
свершений самого Будды.
9. Следование пути учений Будды.
10. Доброта и сострадание со стороны других, например, их
помощь в моей практике Дхармы: во временных потребно-
стях, таких как получение пищи или одежды от благодетеля,
и в получении учений от сострадательного Гуру.
Чем полезно это совершенное человеческое рождение?
Это совершенное человеческое рождение невероятно полезно, поскольку даёт мне возможность достичь осуществления как временных, так и абсолютных целей, и позволяет мне в кратчайшие сроки накопить огромные заслуги. Таким образом:
1. Это безупречный шанс несомненно положить конец непрерывному, безначальному страданию в сансаре, и достичь просветления. Совершенное человеческое рождение ведёт к просветлению посредством завершения накопления заслуг:

А. В трёх неисчислимых великих кальпах,
Б. В восьми великих кальпах,
В. В этой жизни, удлинняя её срок посредством объединённой практики сутры и тантры ,
Г. В этой жизни, даже короткой, посредством практики тантры.
Д. За двенадцать лет или даже за три года.
2. Я могу стать великим бодхисаттвой, обретшим безграничное знание.
3. Я могу стать архатом, высшим существом, достигшим полного пресечения страдания.
4. Я могу обрести бодхичитту – стремление к состоянию будды ради блага других.
5. Я могу обрести другие свершения, такие как истинное сострадание, или полное отречение.
6. Я могу стать вселенским правителем в силу своих свершений.
7. Помимо вышеупомянутых преимуществ в Дхарме, я могу обрести даже мирские блага, например, стать богатейшим человеком в мире, накопив благую карму щедрости и даяния
другим.
Это совершенное человеческое рождение также даёт множество других возможностей, согласно моим интересам. Я могу стать министром, учёным, врачом, судьёй, художником, артистом, лыжным инструктором, барменом, носильщиком в отеле, секретарём и пр. Я могу жить счастливо и свободно без малейшего имущества, что невозможно для людей, которые верят, что всё удовольствие зависит только от материальныхусловий и внешних удобств. На самом деле, некоторые из этих глубоко невежественных, смятенных людей верят в реальность того, что они делали во сне или под воздействием наркотиков.
Пустая трата этого драгоценнейшего человеческого рождения во много миллионов раз хуже потери вселенных, полных драгоценностей, потому что:
1. Тем самым мы впустую тратим бесчисленные жизни, в ходе
которых пытались обрести это драгоценное рождение и созда-
ли много благой кармы посредством нравственности и благо-
творительности. Эти добродетели мы практиковали главным
образом в человеческих мирах на протяжении нескольких
предыдущих жизней, каждая из которых была следствием
многих остальных.
2. Тем самым мы впустую потратим нынешнюю возможность
обрести просветление и достичь всех остальных свершений.
3. Мы впустую потратим возможность обретения лучших бу-
дущих рождений, в которых могли бы достичь постижений и
просветления, положив конец всему страданию.
Никакие бесчисленные драгоценности, даже наполняю-
щие собой неисчислимые вселенные, не могут сравниться с
ценностью нынешнего совершенного рождения. Если бы все
драгоценности, которыми я обладал в прошлых жизнях, мог-
ли заполнить всё безграничное пространство, был бы от этого
прок? Если как следует задуматься об этом, я пойму, что это
не дало бы мне подлинное счастье, поскольку бесполезно для
обуздания моего дурного ума.
Мы должны вспомнить о том, что пережили раньше, или
поставить себя на место богатого человека, и тогда поймём,
что материальные блага не помогут нам положить конец стра-
даниям. Очень важно глубоко прочувствовать наш собствен-
ный опыт в таких ситуациях.
В мире животных есть духи под названием «наги», которые
очень богаты и владеют множеством драгоценных сокровищ.
(У нагов наполовину человеческие, наполовину звериные
тела, либо иные формы, они способны видеть людей, но боль-
шинство людей их не видит). Мы и сами раньше владели по-

добным изобилием драгоценностей бесчисленное количество
раз; у нас было достаточно драгоценных камней, чтобы за-
полнить ими всё бескрайнее пространство, но это не исцелило
нас ни от одного страдания. В адах есть обитатели с подобным
же прошлым опытом, испытывающие великие муки.
Восемь мирских дхарм
1. Желание испытывать шесть видов чувственных удоволь-
ствий.
2. Желание освободиться от неприятного.
3. Желание слышать приятные, тешащие самолюбие слова
или звуки.
4. Нежелание слышать неприятные, грубые слова или звуки.
5. Желание обретения материальных вещей.
6. Нежелание утраты или неполучения материальных вещей.
7. Желание похвалы и восхищения в свой адрес.
8. Нежелание оскорблений, осуждения или обвинений в свой
адрес.
Если я использую это драгоценное человеческое рождение
лишь для стяжания восьми мирских дхарм или получения
высших сансарических удовольствий с себялюбивыми мыс-
лями, то буду и впредь непрерывно вращаться в шести мирах
сансары, где царит невообразимое страдание, как рождался в
них с безначальных времён во всех своих предыдущих жиз-
нях. Начало этих жизней не видит даже всеведущий ум Будды,
не говоря уже об умах обычных существ, и, если я буду про-
должать трудиться ради этих благ, то по-прежнему обречён на
страдания в круговороте бытия.
Обычно я страшусь даже малейших, временных телесных
недугов, таких как простуда или головная боль, страдания от
жары и холода, или боль в желудке от недоедания или перее-
дания. Для меня это всё невыносимо, и я всеми временными
средствами пытаюсь от этого избавиться

С другой стороны, я совершенно не боюсь более тяжких
страданий, которые испытал в прошлых воплощениях – мук
при рождении и смерти и многих других немыслимых тягот
в шести мирах сансары, вызванных привязанностью, неведе-
нием и гневом. Отсутствие размышлений и тревоги об этих
страданиях, лишь (только) попытки пресечь сиюминутные
неудобства, лишь создаёт причину бОльших страданий в бу-
дущем. Подобные действия невероятно глупы и бессмыслен-
ны – как поступки безумца! Возможно, я иногда мыслю и дей-
ствую, как человек, но по большей части веду себя, как тупое
животное...
Шантидева сказал:
Я чудом обрёл совершенное человеческое рождение,
Столь трудностижимую и благотворную основу.
Если, зная о том, что следует принять, а что - отбро-
сить,
Я вновь ввергну себя в ады, то намеренно превращу себя
в невежду!
Если меня так беспокоят любые милолётные страдания и бо-
лезни, почему же я равнодушен к колоссальному, непрерыв-
ному страданию, грозящему мне в будущих жизнях? Почему
оно меня не тревожит, и я не пытаюсь положить конец истин-
ной причине страдания?
Растратить это совершенное человеческое рождение на
стремление обладать лишь восемью мирскими дхармами и
труды ради сансарических удовольствий – все равно что об-
менять целые вселенные, полные драгоценностей, на эскре-
менты! Но даже нечистоты полезнее привязанности – их, по
крайней мере, могут использовать люди и животные.
Чем больше у меня жажды и удовольствия от восьми мир-
ских дхарм и высших сансарических наслаждений, тем боль-
ше я ввергаю себя в смятение и неведение.

Легко ли обрести совершенное человеческое рождение?
1. Причина совершенного человеческого рождения
Это совершенное человеческое рождение невероятно труд-
но обрести, потому что крайне тяжело создать его причину –
практику нравственности и даяния.
Если я не человек, для меня практически невозможно прак-
тиковать эти добродетели, да и в случае воплощения в чело-
веческом теле это нелегко. Во-первых, мне нужно родиться на
южном континенте, а не в иных человеческих мирах, потому
что люди на этом континенте более чувствительны и, следо-
вательно, им легче увидеть страдание. У них также есть спо-
собность к практике тантры, так как они наделены шестью
физическими составляющими, необходимыми для подобной
практики: три из них получены от отца (кости, костный мозг
и сперма), и три – от матери (кожа, плоть и кровь).
Существует множество и других факторов, способствующих
практикам нравственности и даяния. К примеру, я еретик и,
не веря в закон кармы, не прилагаю усилий к накоплению за-
слуг. Если я физически неполноценен, например, у меня нет
одной из конечностей, или я глухонемой, либо умственно от-
сталый, то так же не смогу в совершенстве практиковать эти
две добродетели.
Для того, чтобы действенным образом добиться результа-
та – совершенного человеческого рождения – мне нужно по-
нять, что он зависит от причины, и какова эта причина. Ины-
ми словами, я должен понять карму и её плоды. Многие люди
об этом рассуждают, но, не осознавая истинную природу ума,
грубо заблуждаются относительно практик нравственности
и даяния. Даже тем, у кого есть правильные знания о карме,
сложно как следует освоить эти две практики.

Поэтому мне нужно знать, как их правильно выполнять.
Многие считают, что принесение других живых существ в
жертву богам – верный путь к их собственному избавлению
от страданий, и мечтают обрести счастье для себя, родившись
в раю. Но в действительности подобные действия ведут к рож-
дению в нижайших мирах адов, причём, в кратчайшее время.
Крайне важно практиковать как нравственность, так и дая-
ние. Поскольку рождение в высших мирах главным образом
зависит от нравственного поведения, одна лишь практика ще-
дрости не приведёт к этому результату.
В совершенстве обуздавший свой ум Гуру Шакьямуни сказал:
Существо, у которого нет одной ноги, не может идти по
дороге. Подобно тому, без практики нравственности не
достичь освобождения.
Чандракирти сказал:
Тот, кто нарушает заповеди и рождается животным,
никогда не испытает удовольствия после исчерпания по-
следствий даяния.
Итак, одной практики нравственности недостаточно. Отсут-
ствие практики даяния приведёт к нищете и трудностям в
удовлетворении насущных потребностей, что может стать ве-
ликим препятствием для моей практики Дхармы. Если сейчас
у меня нет материальных благ, значит, в прошлом мне недо-
ставало практики щедрости. Как бы я ни был богат и знаменит,
если я очень жаден и не могу совершать даяние, то, несмотря
на соблюдение чистой нравственности, вновь не обрету совер-
шенное человеческое рождение. Кроме того, существо низше-
го уровня может наслаждаться результатами даяния, но ни-
когда его не практикует из-за чрезмерного неведения.

2. Редкость совершенного человеческого рождения
Я могу понять, насколько трудно обрести совершенное че-
ловеческое рождение, размышляя о том, как живые существа
обитают во всех шести мирах сансары.
Наибольшее количество живых существ мучается в адах.
Таким образом, обитателей высших миров гораздо меньше,
чем обитателей низших, а наименьшее их количество обрело
совершенное человеческое рождение.
3. Примеры, иллюстрирующие трудность обретения со-
вершенного человеческого рождения.
Шанс обрести драгоценное, совершенное человеческое
рождение сродни положению слепой черепахи, которая пла-
вает в бескрайнем океане и лишь раз в столетие всплывает
на поверхность... Если при этом ей удастся попасть головой
в небольшой золотой обруч, который где-то носят океанские
волны, это невероятно!
Обрести подобное рождение труднее, чем бросить зёрныш-
ко – так, чтобы оно прилипло к стеклянной стене или вонзи-
лось в острие иглы!
Как наделить высшим смыслом наше совершенное чело-
веческое рождение?
Мы должны использовать это рождение, чтобы освободить-
ся от сансары, достичь просветления, либо стать благородным
бодхисаттвой или архатом. По крайней мере, нам нужно пол-
ностью убедиться в том, что после смерти мы избежим пере-
рождения в низших мирах.
Однако этих результатов достичь невозможно без колос-
сальных физических и умственных усилий. Чтобы обрести все

духовные свершения, нам нужно очиститься от всех загрязне-
ний: это нелегко, но чрезвычайно благотворно.
Большинство из нас всю жизнь проводит в поисках времен-
ных удобств, на что мы тратим много сил и времени. Поду-
майте о президентах, солдатах, наёмниках, участниках экс-
педиций и научных проектов, например, о космонавтах, о
множестве нищих и т.д. Все они тратят свою жизнь впустую,
многим рискуя. Все их поступки приводят к длительным, не-
прерывным страданиям в будущих рождениях. Их жизнь бес-
смысленна и пуста.
Особенно если мы задумаемся о том, сколько страданий
и их причин испытали и создали с безначальных времён, то
поймём, что способны отказаться от привязанности к мимо-
лётным удовольствиям этой жизни, и что это необходимо и
весьма значимо для осуществления драгоценнейшей практи-
ки Дхармы, которая поможет нам избавиться от всех проблем. 

 Медитация первая.
Часть II: Непостоянство и смерть
Какова продолжительность жизни?
Жизнь невероятна хрупка, её природа непостоянна. Легко
увидеть, как она меняется всего за год, за месяц, за неделю,
за день, за час, за минуту, и с каждой секундой. В одном моём
щелчке пальцами – шестьдесят пять кратчайших мгновений,
и даже за это время жизнь меняется.
«Чему тут удивляться? Ну, жизнь меняется, это естествен-
ный процесс, пусть так и будет!» Подобные мысли глупы и
невежественны, потому что с течением столь быстрых, еже-
секундных перемен в жизни я старею.

Некоторые могут возразить: «Это естественно, я старею!
Быть так быть!» Это ещё одно заблуждение – безразличие к
процессу старения. Иные люди, например, многие жители
Нью-Йорка, возможно, вообще отрицают непостоянную при-
роду своей жизни; они не желают об этом думать! Они пы-
таются изменить свой внешний облик, чтобы другие видели
их вечно молодыми, а те играют в ту же игру! Эти попытки
совершенно тщетны... Подобные действия недостойны всего
потенциала знания человеческого ума и, естественно, весьма
далеки от цели человеческой жизни с точки зрения Дхармы.
Никакими искусственными усилиями невозможно превра-
тить восьмидесятилетнего человека в шестнадцатилетнего.
Возраст нельзя убавить с точки зрения полностью просвет-
лённого ума, который полностью постигает страдание санса-
рического тела из-за его непостоянной природы.
Умы этих людей охвачены двойной иллюзией: верой в ис-
кусственное творение (научные открытия используются для
сохранения материи и жизни, спасая их от разложения) и за-
блуждением о существовании постоянных субъекта и объекта.
Первое ложное представление приводит к вечным пробле-
мам. Второе усугубляет неведение, лень и беспечность.
Существуют два уровня непостоянства:
1. Грубый – изменения, происходящие в материи за длитель-
ный период времени.
2. Тонкий – внутренние перемены в сознании и невидимые
изменения в материи, происходящие в кратчайшую долю се-
кунды.
Наш ум не способен воспринять тонкие изменения в мате-
рии; он видит лишь грубые перемены - изо дня в день, от часа
к часу, - такие как разрушение, смерть и пр.

Неизбежна ли смерть?
Моя смерть неизбежна, потому что не было и нет ни едино-
го существа в мирах сансары, которое бы не испытывало по-
стоянных страданий из-за смерти и перерождений.
Определённо ли время моей смерти?
У смерти множество причин, и поэтому время её наступления
неопределённо.
1. Из-за кармы в прошлых жизнях мой жизненный срок мо-
жет истощиться.
2. Не будет условий для поддержания жизни, например, я
умру с голоду, или ( не поняла почему и к чему «или»)
3. Из-за неведения я могу покончить с собой, либо лишиться
жизни по беспечности.
Хорошенько поразмыслив, я не смогу найти ни фактов, ни га-
рантии того, что проживу ещё какое-то определённое время.
Почему мне нужно бояться смерти?
Кармапа («дю сум кьенпа» -- «знающий прошлое, настоящее
и будущее») сказал:
Зачем мне бояться смерти? Я должен бояться её пото-
му, что, когда придёт Владыка смерти, мне будет труд-
но сохранить в уме радость.
Если я не боюсь смерти, это признак моего великого неведе-
ния. Это отсутствие страха – следствие непонимания страда-
ния самого процесса смерти, а также мучений, ожидающих
меня в будущих жизнях. После смерти мой невежественный
ум будет непрерывно страдать в двенадцатичленной цепи
взаимозависимого происхождения. За месяц, за день и даже

за час я создаю больше неблагой кармы, чем благой, и то же
самое происходило с безначальных времён, во всех моих пред-
ыдущих рождениях. Если я не разорву цепь, приковывающую
меня к двенадцати звеньям взаимозависимого происхожде-
ния, то рано или поздно попаду в один из трёх низших миров.
По всем этим причинам я должен, не ленясь, скорее при-
ступить к практике Дхармы.
Гуру Шакьямуни сказал:
Неизвестно, что наступит быстрее, - завтрашний день
или следующая жизнь.
Поэтому гораздо полезнее и мудрее готовиться к следующей
жизни, чем к завтрашнему дню, так как неизвестно, наступит
ли для нас завтра. Это очень логичный аргумент.
Шантидева в своём труде «Бодхичарья-аватара», сказал:
Неразумно наслаждаться радостями сансары,
Думая: ‘Сегодня я не умру!’,
Пренебрегая практикой Дхармы
И не раскаиваясь в проступках.
Могут ли люди или имущество облегчить или предотвра-
тить смерть?
В смертный час даже вселенные, полные бесчисленных
драгоценностей, исполняющих все желания, не смогут спасти
нас от смерти. Смерть не предотвратят ни люди – родствен-
ники, друзья и пр., - ни наше могущество или слава. Наоборот,
всё это лишь усугубит наши страдания.

Почему мои привязанности при смерти причинят мне
большое страдание?
Во время смерти я пойму, что вынужден расстаться со всем
своим имуществом и с близкими людьми, и у меня возникнут
колоссальная привязанность и страх. Меня охватит гораздо
большая паника, чем при обычном расставании с супругом
или с родителями! Моё тело причинит мне огромные страда-
ния, и, хотя я заботился о нём больше, чем о телах всех осталь-
ных существ, оно станет моим врагом!
В смертный час царь и нищий будут равны друг другу – в
том смысле, что никакие родственники или богатства не смо-
гут спасти их от смерти. Но кто богаче в момент смерти? Если
нищий создал больше заслуг, то, хотя он выглядит неимущим,
в действительности он – богач. С точки зрения Дхармы, ум,
подготовившийся к путешествию в будущую жизнь, обладает
истинным богатством.
Если материальные блага, родственники и друзья настоль-
ко бессмысленны и бесполезны в момент моей смерти, и при-
чиняют мне больше страданий, становясь моими врагами,
зачем же я так высоко их ценю и трачу столько времени на
заботу о них?
В течение бесчисленных рождений я был привязан к своему
телу, обеспечивая его всем необходимым для жизни, но этим
заботам до сих пор нет конца и края, и моё тело продолжает
причинять мне проблемы. Закончатся ли когда-нибудь эти
заботы? Не лучше ли прожить свою жизнь, трудясь ради осу-
ществимой цели?
Падмасамбхава сказал:
Видение этой жизни подобно сну, увиденному прошлой
ночью. Все бессмысленные действия подобны пузырям на
поверхности озера!

Если я забочусь лишь о собственном теле, то подобен чело-
веку, который завтра непременно умрёт, но сегодня ложит-
ся в больницу, ожидая дорогостоящего лечения. Любое вре-
менное счастье бессмысленно и лишь приводит к страданию,
никогда не помогая пресечь круговорот смертей и рождений.
В момент смерти мне придётся расстаться с бесчисленными
родственниками и со всем имуществом – даже с безмерными
вселенными, полными драгоценностей, - а также с моим те-
лом, о котором я так заботился, больше, чем о телах других
существ. Всё это не ценнее волоска на теле, ибо после смерти
ничто из этого не сможет сопровождать мой ум: в действи-
тельности нет ни малейшей разницы между благами всего
мира и единственным волоском.
Если я не уверен, что моё существование продлится ещё
секунду, зачем мне привязываться к моему телу или любому
материальному предмету, даже в этот миг?
Постижения просветлённых существ о процессе за-
рождения человечества
Изначально люди появились на Земле посредством чудес-
ного рождения (т.е. не используя тела родителей). Их тела
были созданы из света, так же, как святое Тело Будды, и они
жили очень долго, миллионы лет. Они не зависели от грубой
пищи, так как питались блаженством (следствием благой кар-
мы), и обладали множеством кармических сверхспособностей.
Но, несмотря на всё это, их сознание не было свободно от
семян неведения, привязанности и ненависти. Дремлющие в
них отрицательные склонности ума постепенно пробудились
и стали возрастать, и со временем их благая карма начала ис-
тощаться.
Вследствие этого в те времена на Земле стали произрастать
обычные, материальные, нечистые растения. Из-за алчности

люди начали поедать эту нечистую пищу, и их тела станови-
лись всё грубее. В силу пищеварительных процессов эта не-
чистая пища превращалась в их телах в экскременты, а для
избавления от экскрементов у них возникли выделительные
и половые органы.
Из-за созданных предыдущей кармой отпечатков привя-
занности и из-за появления половых органов (сопутствующей
причины), люди приступили к половым сношениям. Вслед-
ствие этого у них стали рождаться другие существа, создав-
шие карму воплощения на Земле в те времена.
Эта эволюция Земли и её обитателей была создана в силу
сознания, предыдущей кармы, безначальным умом. Сотворе-
ние Земли и рождение живущих на ней существ не является
уникальным событием – это повторяющееся явление, не име-
ющее начала.
Краткое объяснение смерти с точки зрения всеведу-
щего ума
В момент смерти элементы растворяются один за другим,
и постепенно происходит множество изменений, такие как
ощущения и различные видения. Окончательная смерть на-
ступает, когда наитончайший ум покидает тело, и этот про-
цесс так же сопровождается физическими знаками.
Во время умирания человек, накопивший тяжкую небла-
гую карму, страдает от переживания дурных предзнаменова-
ний, созданных его предыдущими действиями. Ему является
множество пугающих видений, что вызывает у него большой
страх. Если человек умирает в безразличии, и его сознание не
является ни добродетельным, ни не добродетельным, он не
испытывает в это время ни удовольствия, ни страдания.

Когда умирает злодей, тепло покидает его тело начиная с
головы. Когда умирает добродетельный человек, тепло внача-
ле уходит из его ног. В любом случае, в конечном итоге тепло
уходит из области сердца.
В момент смерти ум отделяется от тела, и в это время злоде-
ев посещает видение, что они переходят от света во мрак.
Ниже следует объяснение процесса естественной смерти,
т.е. не внезапной и не вызванной травмой:
1.
А. Растворение скандхи формы.
Внешний признак: физическое тело худеет и лишается
силы.
Б. Растворяется великая зерцалоподобная мудрость. Эта му-
дрость ясно и одновременно видит множество объектов, так
же, как зеркало отражает множество предметов в одно и то
же время.
В. Растворяется элемент земли.
Внешний признак: физическое тело сильно худеет, руки и
ноги теряют силу и гибкость, и умирающий чувствует, что не
владеет своим телом, словно погребён глубоко под землёй.
Г. Растворяется орган зрения.
Внешний признак: невозможно управлять зрением или
двигать глазами.
Д. Растворяется внутренняя тонкая форма.
Внешний признак: цвет физического тела бледнеет, и оно

полностью теряет силу.
Внутренний признак: видение мерцающего серебристо-
голубого света, подобного воде в жаркую погоду.
2.
А. Растворяется скандха ощущений.
Внешний признак: физическое тело перестаёт ощущать
боль, удовольствие или безразличие.
Б. Растворяется мудрость равностности. Эта мудрость воспри-
нимает единую природу всех ощущений счастья, страдания и
безразличия.
Внешний признак: умирающий больше не помнит об этих
ощущениях, т.е. не помнит ощущения, воспринимаемые умом,
отдельно от воспринимаемых на уровне тела.
В. Растворяется элемент воды.
Внешний признак: высыхают все жидкости тела – моча,
кровь, слюна, сперма, пот и пр.
Г. Растворяется орган слуха.
Внешний признак: умирающий перестаёт слышать.
Д. Растворяется внутренний звук.
1) Внешний признак: прекрашается гул в ушах.
2) Внутренний признак: видение дыма.
3.
А. Растворяется скандха различения (восприятия).

Внешний признак: умирающий более не узнаёт своих род-
ственников и друзей.
Б. Растворяется мудрость различающего осознавания.
Это мудрость, которая различает и помнит наших родствен-
ников и друзей.
Внешний признак: забываются их имена.
В. Растворяется элемент огня.
Внешний признак: физическое тело теряет тепло и больше
не может переваривать пищу.
Г. Растворяется орган обоняния.
Внешний признак: вдохи ослабевают и становятся затруд-
нёнными, а выдохи становятся сильнее и длиннее.
Д. Растворяется внутреннее обоняние.
Внешний признак: отсутствие обоняния запахов.
Внутренний признак: видение искр огня, трепещущих, по-
добно свету звёзд.
4.
А. Растворяется скандха формирующих факторов (составных
феноменов).
Внешний признак: физическое тело утрачивает способ-
ность двигаться.
Б. Растворяется всеосуществляющая мудрость. Это мудрость
осуществления, памятования о внешней деятельности, успехе
и их необходимости.

Внешний признак: потеря представления о необходимости
и целях внешней деятельности.
В. Растворяется элемент воздуха.
Внешний признак: дыхание прекращается.
Г.
1) Растворяется орган вкуса.
Внешний признак: язык сморщивается и утолщается, а его
корень синеет.
3) Растворяется орган тактильных ощущений.
Внешний признак: отсутствие восприятия ощущения мяг-
кого и грубого.
Д. Растворяется внутреннее ощущение вкуса.
Внешний признак: умирающий больше не способен вос-
принимать шесть различных видов вкуса.
Внутренний признак: видение тусклого красно-синего све-
та, подобно огоньку затухающей свечи.
5.
Наконец, растворяется скандха сознания.
Это восемьдесят видов грубых концепций и их основы, т.е.
опоры (санскр. «прана», тиб. «лунг»). Под «концепциями»
следует понимать грубый, двойственный, заблуждающийся
ум. На этом этапе у умирающего возникают следующие ви-
дения:

1) Белое видение
Это видение сродни очень ясному и чистому осеннему небу,
освещённому луной.
Оно вызвано перемещением энергий-пран по левому и пра-
вому каналам, которые открывают головную чакру и спуска-
ются вниз по центральному каналу.
Оно происходит, когда при открытии центрального кана-
ла белое семя (или сперма), полученное от отца, опускается в
сердечную чакру, которую следует представлять в виде пере-
вернутого слога ХУНГ.
Это называется «видение и пустота».
2) Красное видение
Видение медно-красного отражения в небе.
Оно вызвано праной, которая восходит по центральному
каналу в сердце, раскрывая пупочную и пятую чакры.
Оно происходит, когда красная капля (кровь), природа ко-
торой – огонь и жар, полученная от матери, поднимается к
сердечной чакре, которую следует представлять в виде пере-
вернутого слога АХ.
3) Черное видение
Это видение сплошной тьмы, подобно пустому простран-
ству, погружённому во мрак.
На этом этапе сперма и кровь растворяются в крошечном
зерне, нижняя часть которого красного цвета, а верхняя – бе-
лого.
Оно происходит, когда оба компонента собираются в сердце.
После этого видения мы теряем сознание – проваливаемся

в полный мрак. Затем проявляется наитончайший ум, и все
грубые умопостроения мгновенно растворяются. После этого
возникает:
4) Видение ясного света
Это видение полной пустоты, чрезвычайно ясное, подоб-
но осеннему небу на рассвете. Это и есть ясный свет, видение
окончательной смерти.
В это время, во время собственно умирания, грубый ум, хва-
тающийся за грубые объекты, пресекается, но ненадолго. Из-
за кармы его зерно всегда остаётся с нами.
Тонкое же сознание, воспринимающее это видение, хранит-
ся в зерне, состоящем из объединённых белого и красного по-
лушарий. Затем это зерно раскрывается и тонкое сознание
покидает тело, попадая в промежуточное состояние.
После этого белая сперма опускается и выходит из полового
органа, а кровь вытекает из ноздри.
Это – окончательный знак того, что сознание («нам ше»)
покинуло тело. Теперь ум полностью отделился от тела.
Обычные люди могут пребывать в этом состоянии некоторое
время, но не осознают этого. Йогины с высокими духовными
свершениями могут оставаться в этом состоянии месяцами,
в медитации на пустоту, и способны распознать все видения,
возникающие в процессе умирания.
Промежуточное состояние (тело бардо)
До тех пор, пока сознание не замутнится и не потеряет силу,
в уме сохраняется привычное цепляние за «я». Из-за этой
привязанности, когда способность к познанию ослабеет, воз-
никнет заблуждение о том, что «я» перестаёт существовать,
что, в свою очередь, вызовет страх потери «я». Эти мысли соз-
дают привязанность и страстное влечение к телу и приводят к
рождению в промежуточном состоянии.

После видения ясного света и перед вхождением в бардо мы
переживаем три остальных видения и процесс формирования
скандх в обратном порядке.
Переход от смерти в промежуточное состояние подобен пе-
реходу от сна к сновидению. У существа возникают восемьде-
сят видов грубых концепций, и оно воплощается в теле бардо.
(В это время мы можем видеть весь мир, своих родственников
и своё умершее тело, но в силу кармы ничего не помним, и по-
этому у нас не возникает желания вернуться в прежнее тело).
Тело бардо создано предшествующей кармой и омрачения-
ми. Основной причиной ума в промежуточном состоянии яв-
ляется наитончайшее сознание, а сопутствующей причиной
– сопровождающая его прана. Основной причиной тела суще-
ства бардо является прана, а сопутствующей причиной – наи-
тончайшее сознание.
Тело существа бардо имеет форму того, кем ему предстоит
родиться в следующем воплощении. В силу кармы оно бес-
препятственно проходит через материальные объекты, нераз-
рушимо, и это существо обладает множеством сверхспособно-
стей, например, может летать и делать всё то, что пожелает.
Продолжительность жизни в теле бардо составляет семь
дней, после чего существо бардо умирает и возрождается в
том же мире на следующие семь дней; затем оно вновь уми-
рает или воплощается в физическом теле. Наибольший срок
существования в бардо не превышает сорок девять дней.
Если нам предстоит переродиться в мире без форм, мы не
проходим через бардо.
Сознание покидает физическое тело в соответствии с кар-
мически предопределённым миром перерождения существа:

Ад: из ануса
Мир голодных духов: изо рта
Мир животных: из полового органа
Мир людей: из глаз
Мир богов мира желаний: из пупка
Мир злых духов и демонов: из носа
Мир духов, наслаждающихся
объектами одного из органов
чувств: из ушей
Мир форм: из лобовой чакры
Мир без форм: из макушечной чакры
Чистая земля: из макушечной чакры
Существует столько больниц и лекарств, призванных пре-
дотвратить смерть, но их пациенты и врачи по-прежнему уми-
рают. Но, поскольку учёные верят в то, что после смерти нас
ждёт небытие, разве не лучше предпочесть смерть этой слож-
ной жизни со всеми её трудностями, бесконечной суетой в
попытках разрешить проблемы и тревогой о смерти – жизни,
лишённой удовлетворённости и решения всех этих проблем?
Согласно научным воззрениям, после смерти эти проблемы
исчезнут, и в свете подобных взглядов развитие внешних ме-
тодов становится полной бессмыслицей.
Идеи, связанные с техническими знаниями, ограничивают
силу ума в познании действительной, истинной природы со-
знания. Если наука по-настоящему научна, - то есть обладает
полнотой знания и всецело достоверна, - почему учёные не
способны ясно и логично объяснить причины эволюции Зем-
ли? Почему на Земле есть обитатели? Что привело сознание
существ в упадок?
Обладая большими познаниями в физике, медицине и пси-
хологии, учёные рассматривают все явления лишь с их внеш-
ней, материальной стороны, не учитывая их внутреннюю

природу. Это ограниченное знание не позволяет им увидеть
способ обретения внутреннего, совершенного счастья, свобод-
ного от материализма и алчности. Подобное убогое знание
является свойством, или функцией, неведения.
Есть ли учёные или психологи, способные доказать свои
«научные» представления о смерти? Могут ли они увидеть
эволюцию сознания или всецело познать всё сущее? Иссле-
дуйте эти вопросы! Лучшим способом исследования являются
практики медитации – это наилучший, самый быстрый и наи-
более логичный метод обретения всей полноты знания науки
на всех уровнях.
Разве под силу учёным, которые не способны даже обо-
сновать свои научные представления о смерти и зарождении
жизни, доказать отсутствие будущих и прошлых рождений?
Все эти научные знания подобны близорукому уму, который
видит только сегодняшний день, забывая о вчерашнем и не
воспринимая завтрашний...
Не зная науку, я не могу никого критиковать, но, в любом
случае, этот вопрос – истина для истинного ума и ложь для
ошибочного.

Молитва после медитации первой
Отрывок из глубинного тантрического текста «Гуру-пуджа»
Читая эту молитву, представляйте:
Гуру Шакьямуни, в окружении Ваджрадхары, бесчислен-
ных будд, бодхисаттв и архатов, даков и дакинь, множества
тантрических божеств, защитников Дхармы и святых гуру ко-
ренной и косвенной традиций, посылает мне и всем живым
существам, которых я представляю вокруг себя, бесчисленные
лучи света.
Этот свет растворяется во мне и во всех живых существах,
очищая все загрязнения и омрачения, и принося нам всю пол-
ноту знания – особенно знания о том, что совершенное чело

веческое рождение трудно обрести и легко утратить, а также
о том, как я могу наполнить свою жизнь высшим смыслом, не
растрачивая её впустую на бессмысленные, временные заня-
тия!
ЛЕН ЧИНГ ЦАМ ШИНГ НЬЕ ПЕ ДЕЛ ДЖОР
Это драгоценное рождение со всеми его свободами
ДИ НЬЕ КА НЬЮР ДУ ДЖИГ ПА ЦУЛ ТОГ НЭ
Трудно обрести и легко потерять
ДОН МЕ ЦЕ ДИ ДЖАВА МИ ЕНГ ВАР
Благословите меня осознать это
ДОН ДЕН НИНГПО ЛЕН ПАР ДЖИНГИЛОБ
И, не отвлекаясь на пустую суету,
Осуществлять смысл жизни!
После этой молитвы завершите визуализацию Гуру Шакья-
муни, разъясненную выше на стр. 40 и посвятите заслуги мо-
литвой на последней странице.

Визуализация Гуру Шакьямуни
Простое памятование о Будде, не говоря о его визуализа-
ции, приносит огромную пользу – мы становимся ближе к
нему, создаём заслуги и защищаем себя от зловредных влия-
ний и временных опасностей для жизни.
Созерцание Будды, мысленное представление его образа,
ослабляет наши омрачения и вызывает у нас желание стать
подобным Просветлённому. У нас возрастает вера в Будду и
стремление обрести его высшие качества. Это умиротворяет
наше сознание и защищает нас от омрачений.
Подобное переживание может стать для нас реальностью,
по мере того как мы все больше ощущаем вкус Дхармы. Поэ-
тому с нашей стороны было бы неразумно попадать во власть
неведения, отвергая визуализации и чтение молитв и говоря,
что мы не хотим этим заниматься. Тот, кто так поступает, не
понял смысл молитв и их предназначение. Нелепо думать,
что визуализации и молитвы являются для нас лишь поме-
хой и бессмыслицей – у подобного человека нет правильного
понимания сути духовных занятий. Созерцание Гуру Шакья-
муни предназначено для того, чтобы получить от него благо-
словения и духовные прозрения.
Его образ нужно созерцать как сотканный из чистого света,
не имеющий никакого отношения к материи. Он находится на
уровне вашего лба и на расстоянии человеческого тела. Пред-
ставляйте его как можно бОльшим, его лик обращён к вам.
Мы должны представлять Гуру Шакьямуни восседающим на
троне – квадратном постаменте, безупречно украшенном дра-
гоценностями и поддерживаемом восемью белыми снежны-
ми львами (по двое в каждом углу). Снежные львы являются
проявлениями великих бодхисаттв, их нужно представлять
живыми и состоящими из лучей света.

На троне – белый цветок лотоса, а на лотосе солнечный и
лунный диски - сотканные из света сидения, на которых пре-
бывает Гуру Шакьямуни.
Его святое Тело прозрачно, состоит из чистого золотистого
света, и из каждой поры его тела исходят лучи света, распро-
страняясь во всех направлениях. Несмотря на то, что эти лучи
наполняют собой безграничное пространство, мы представ-
ляем их в виде ореола света, окружающего его на расстоянии
вытянутой руки.
Он облачён в монашеские одежды (одеяния бхикшу), ко-
торые не касаются его Тела, оставаясь от него на расстоянии
примерно 2,5 сантиметров, что демонстрирует силу его пости-
жений. Его лик чрезвычайно безмятежен. Каждая частица его
Тела способна даровать живым существам духовные сверше-
ния.
Его правая рука, покоящаяся на его колене и касающаяся
лунного диска (мудра «касания земли»), символизирует его
власть над злом (марой) в силу его безграничной, великой
любви. В левой руке он держит чашу с четырьмя видами не-
ктаров (амриты). Эти нектары подчиняют или уничтожают
четырёх мар (демонов): это эликсир долголетия, противо-
стоящий смерти; универсальное снадобье, предотвращающее
болезни и телесные страдания; нектар, очищающий нечистые
скандхи; и нектар неомрачённой запредельной мудрости, со-
крушающий мару омрачений.
Гуру Шакьямуни окружают Ваджрадхара, бесчисленные
будды, бодхисаттвы и архаты, даки и дакини, множество тан-
трических божеств, защитники Дхармы и все святые гуру не-
посредственной и косвенной традиций Учения.
Мы молимся Полю заслуг о даровании нам духовных свер-
шений, и безграничная мудрость его святых Тела, Речи и Ума

исходит из его святого Тела в виде света, наполняя нас ве-
ликим счастьем, избавляя от всех ложных и нечистых пред-
ставлений и полностью очищая наши трое врат. Именно это
нам следует представлять, читая молитву, обращённую к Гуру
Шакьямуни, и повторяя его мантру.
Затем представьте, что трон растворяется в чистом свете и
в лотосе, который после этого растворяется в солнце, в луне
и, наконец, - в Гуру Шакьямуни. Гуру Шакьямуни прибывает
на нашу макушку, и, превращаясь в свет, растворяется в нас.
Мы становимся с ним неотделимым, единым целым, в виде
всеобъемлющего пространства, и должны созерцать это еди-
нение с полным сосредоточением как можно дольше.
Затем святой Ум Гуру Шакьямуни вновь проявляется в виде
трона, лотоса, солнца и луны, и мы порождаемся в облике свя-
того Тела Гуру Шакьямуни.
(Мы должны постоянно созерцать себя так, как описано
в этой визуализации. Поскольку наш ум стал святым Умом
Гуру Шакьямуни, нам следует воспринимать таким же об-
разом и всех остальных живых существ, а внешний мир –
как его чистую землю).
Все учения Гуру Шакьямуни заключены в его мантре, и, об-
ретя знание, содержащееся в этих словах, все будды прошло-
го, настоящего и будущего достигли просветления. В целом
этой мантрой мы закладываем основу для получения благо-
словения.

Молитва Гуру Шакьямуни
ЛАМА ДРОНПА ЧОМДЕНДЕ
Гуру-основоположник, Владыка Будда, полностью обрет-
ший все свершения,
ДЕЩИН ЩЕГПА ДРАЧОМПА
Разрушитель всех омрачений, всецело совершенный Будда,
ЯНГДАГ ПАР ДЗОГПЕ САНГЬЕ
Полностью постигший абсолютную истину – свойство
всех вещей!
ПЭЛ ГЬЯЛВА ШАКЬЯ ТХУБПА ЛА
Великолепный Владыка Будда, тебе поклоняюсь, в тебе ищу
ЧАГ ЦЕЛ ЧИНГ КЬЯБСУ ЧИ ВО
Прибежище и делаю тебе подношения!
ЧОДО ДЖИГЬИ ЛАБ ТУ СЁЛ
Молю, даруй мне свои благословения!
Мантра Гуру Шакьямуни
ТАДЬЯТА ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СОХА
ТАДЬЯТА: Это так.
ОМ: Всеведение Трикаи и безграничных, святых Тела, Речи и
Ума Будды. Знание двух путей к просветлению (метода и му-
дрости), и двух истин (абсолютной и относительной), в кото-
рые влючены все существующие явления.
МУНИ: Власть над страданиями трёх низших миров и над
ложным представлением о самосущем «я».
МУНИ: Власть над страданиями всей сансары и над себялю-
бивыми помыслами.
МАХА МУНИЕ: Великая власть над страданиями, рождённы-
ми тонкими омрачениями, и над двойственным восприятием
(которые остаются у хинаянских архатов).

Посвящение заслуг
ГЕ ВА ДИ ЙИ НЬЮРДУ ДАГ
В силу этих заслуг
ЛАМА ТХУБ ВАНГ ДРУБ ГЬЮР НЕ
Да я стану я быстро Гуру-Буддой
ДРОВА ЧИК КЬЯНГ МА ЛЮ ПА
И приведу всех до единого живых существ
КЬЕ КЬИ СА ЛА ГЁ ПАР ЩОГ
В его просветлённый мир! 

 

Источник "Золотое солнце исполнения желаний"

Золотое солнце, исполняющее желания

Источник: https://fpmt.ru/checkout/order-received/28425/?key=wc_order_bzAIuBWWYJ1Jz