Поиск по этому блогу

суббота, 9 апреля 2022 г.

Бхавачакра - "Колесо Сансары". Двенадцать звеньев-условий обусловленного происхождения

 

Бхавачакра - "Колесо Сансары"

БхавачакраБхавачакра, или "Колесо Сансары", изображает Сансару как непрекращающийся процесс самопорождения неведения и страданий. С помощью этого символа разъясняется ущербность круга перерождений и благие качества обретения освобождения от него. Изображение ясно даёт понять чем является сансара.   
     
Традиционно считается, что Колесо Бытия обхватывает Яма Дхармараджа(10, "Владыка Смерти". Существам не легко вырваться из циклического потока рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов.
   
    
В центральном малом круге бхавачакры изображены свинья, петух и змея; соответственно они символизируют три корневых яда: Неведение, Страсть и Гнев. Вокруг этого круга в светлом полукольце изображены фигуры людей, совершавшие в течение жизни добродетельные поступки и следовавшие правильным учениям; теперь их путь направлен к Небесам. В тёмном полукольце изображены связанные фигуры существ; надсмотрщики Ада, слуги Ямы, тащат их в скверный мир перерождения, поскольку эти существа совершали в прошедшей жизни злые деяния и из-за своего неведения накопили много плохой кармы.

Среднее широкое кольцо разделено на шесть секторов и содержит изображения шести видов существования в Мире Страстей. Это:
Боги Мира Страстей (санскр. дэва, тиб. лха),
Полубоги (санскр. асура, тиб. лха-ма-йин),
Люди (тиб. ми),
Животные (тиб. дуд-'гро),
Голодные духи (санскр. прета, тиб. йи-двагс),
Мученики в аду (тиб. дмйал-ба).

Бхавачакра-фрагмент

Башня в верхнем секторе здесь символизирует вселенскую гору Меру (Сумеру), а её вершина – Небеса Тридцати Трёх Богов. Между богами этих Небес и асурами ведётся борьба из-за дерева исполнения желаний, чьи корни и ствол принадлежат миру полубогов, а вершина с драгоценными плодами уходит высоко вверх во владения Тридцати Трёх Богов.
Наружное кольцо содержит изображения двенадцати взаимозависимых звеньев, порождающих и поддерживающих Сансару:
Слепой человек – символ неведения (тиб. маригпа);
Горшечник, придающий форму глиняному сосуду – "движущие силы" (тиб. 'дбу бйэд);
Прыгающая обезьяна – символ сознания (тиб. рнам-шэс);
Человек, переправляющийся на лодке – "имя и форма" (тиб. минг гзугс);
Благоустроенный дом – "шесть органов чувств" (тиб. скйэ мчхэд);
Обнимающиеся мужчина и женщина – "касание" (тиб. рэг-па);
Человек со стрелой в глазу – "ощущение" (тиб. цхор-ба);
Человек с чашей вина – "жажда" (тиб. срэд-па);
Человек, собирающий плоды – "привязанность" (тиб. лэн-па);
Мужчина и женщина в своём доме – "становление" (тиб. срид-па);
Рожающая женщина – "рождение" (тиб. скйэ-ба);
Человек, несущий труп на сожжение – "старость и смерть" (тиб. ргаши).

Наверху справа от Ямы изображён будда Шакьямуни, слева изображён мир будды Амитабхи (санскр. Сукхавати). На других тханках наверху слева изображают Бодхисаттву Авалокитешвару.
Колесо Бытия также именуют Колесом Перевоплощения. Другое название бхавачакры – пратитья-самутпада-чакра ("Колесо взаимозависимого возникновения").

http://kunpendelek.ru/library/buddhism/base/bhavachakra/


Двенадцать звеньев-условий обусловленного происхождения

Наружное кольцо Бхавачакры содержит изображения двенадцати взаимозависимых звеньев, порождающих и поддерживающих Сансару. Сансара приводится в движение и длится бесконечно долго за счёт невежества, запускающего механизм, состоящий из следующих звеньев:

 

Звено-условие

Символ

Изображение на Колесе Бытия

Неведение
(тиб. маригпа)

Cлепой человек - символ неведения

1

Движущие силы, т. е. наколенная карма, хранящая сформированный опыт
(тиб. 'дбу бйэд)

Горшечник, придающий форму глиняному сосуду

2

Cознание
(тиб. рнам-шэс)

Прыгающая в ветвях обезьяна (символизирует ум, обращённый вовне)

3

Имя и Форма
(тиб. минг гзугс)

Человек, переправляющийся на лодке к берегу, символизирующему Мир Форм

4

Шесть органов чувств
(тиб. скйэ мчхэд)

Благоустроенный дом (символизирует объекты, воспринимаемые шестью органами чувств)

5

Контакт, касание
(тиб. рэг-па)

Обнимающиеся мужчина и женщина

6

Ощущение
(тиб. цхор-ба)

Человек со стрелой в глазу

7

Жажда, т. е. желание приятного и нежелание неприятного
(тиб. срэд-па)

Человек с чашей вина

8

Привязанность, захваченность
(тиб. лэн-па)

Человек, собирающий плоды

9

Становление, существование
(тиб. срид-па)

Мужчина и женщина в своём доме

10

Рождение
(тиб. скйэ-ба)

Рожающая женщина

11

Cтарость и смерть
(тиб. ргаши)

Человек, несущий труп на сожжение

12